К новой категории самолетов с системой подъемной силы (powered-lift) относятся электрические самолеты вертикального взлета и посадки. Оснащенные наклонными роторами, такие самолеты способны осуществлять вертикальный взлет и посадку, подобно вертолетам, а затем переходить к горизонтальному полету на неподвижном крыле, как обычные самолеты.
Ряд стартапов, например, Joby Aviation, Archer и Wisk, планируют запустить коммерческие услуги воздушного такси с использованием новых типов летательных аппаратов в ближайшем будущем. Федеральное авиационное управление США долгое время обещало разработать нормативную базу для их сертификации в соответствии с Частью 23, как для обычных самолетов. Однако в 2022 году агентство пересмотрело свои планы, решив, что для этих воздушных судов необходима более строгая сертификация по Части 21, предназначенная для транспортных средств специального класса. Это решение инициировало многолетний процесс разработки совершенно новых правил, охватывающих обучение пилотов, эксплуатационные требования, техническое обслуживание и другие аспекты.
Принятые в прошлом году правила подверглись критике со стороны отраслевых ассоциаций, которые сочли их излишне жесткими. Вместо создания новой категории летательных аппаратов с подъемной силой, как предлагало FAA, отраслевые игроки выступали за разработку эксплуатационных норм, основанных на характеристиках воздушных судов. FAA заявляет, что недавно утвержденные правила учитывают эти замечания, сохраняя при этом высокий уровень безопасности и строгости, характерный для авиационной отрасли. Ранее в этом году Конгресс США расширил полномочия FAA в области регулирования новых типов воздушных судов.
Поскольку действующие нормативные акты не распространялись на новую категорию летательных аппаратов Федеральное авиационное управление посчитало необходимым разработать новые правила обучения и квалификации пилотов.
FAA вводит Специальные федеральные авиационные правила (SFAR), устанавливающие обновленные требования для сертификации и обучения инструкторов и пилотов. Документ применяет нормы эксплуатации вертолетов к некоторым этапам полета, при этом используя подход, основанный на эксплуатационных характеристиках, для определенных правил эксплуатации. Теперь пилоты eVTOL могут тренироваться в управлении самолетом, используя один комплект органов управления, тогда как устаревшие правила требовали наличие двух комплектов — для ученика и для инструктора.
В США нет коммерческих самолетов с подъемной силой, поскольку компаниям требуются годы, чтобы получить необходимые сертификаты от FAA. Несколько фирм уже на пути к этому, например, Archer и Joby. Последняя опубликовала заявление, в котором похвалила FAA за публикацию окончательных правил раньше срока. «Опубликованное сегодня регулирование обеспечит сохранение роли США как мирового лидера в разработке и принятии чистого полета», — заявил основатель и генеральный директор Joby ДжоБен Бевирт.
Свежие комментарии