Аналитики отмечают, что идея о более высокой рентабельности автономных такси по сравнению с обычными, основана на ложных допущениях. Отсутствие затрат на оплату труда водителей действительно снижает расходы, но этот эффект нивелируется рядом «неучтенных» издержек. Среди них — плата за парковку, зарядку, регулярную уборку салона, а также необходимость в удалённых операторах, вмешивающихся в случае сбоев.
По расчётам HSBC, такие расходы отодвигают момент выхода на окупаемость. Аналитики прогнозируют, что роботакси смогут достичь безубыточности по денежному потоку не ранее чем через 7–8 лет после запуска, а прогнозы по выручке колеблются от «смелых до нереалистичных».
Тем временем Tesla и Waymo активно развивают свои проекты в сфере беспилотных пассажирских перевозок. Tesla недавно запустила пилотную программу роботакси в Остине, а Waymo уже предоставила свыше 5 млн платных поездок с помощью своих автономных Jaguar I-Pace. Однако стоимость каждого автомобиля Waymo, по оценкам, достигает $150 тыс. из-за дорогих сенсоров и лидаров, а компания продолжает фиксировать миллиардные убытки.
Tesla же делает ставку на более дешевую систему, основанную на камерах и искусственном интеллекте. Но и у неё есть свои проблемы — от необходимости обновить миллионы автомобилей с устаревшим оборудованием до регуляторных ограничений в Европе и Китае.
По оценке HSBC, парк роботакси Tesla к 2030 году может насчитывать 20–25 тыс. машин и 75 тыс. к 2035-му. Однако прибыль от них компания сможет получить не раньше 2033 года.
Тем временем Китай https://www.scmp.com/business/china-business/article/3318187. .. одним из наиболее перспективных регионов. Роботакси могут занять около 6% местного рынка такси, чему способствует развитая цифровая инфраструктура, 5G-связь и высокая потребительская готовность к новым технологиям. Общий объём этого сегмента в материковом Китае может составить до $40 млрд в год. Дополнительно беспилотные автомобили смогут приносить до $30 млрд ежегодно, предоставляя логистические и курьерские услуги в стране. Однако когда именно это произойдёт, пока неизвестно.
Согласно международным стандартам SAE International, современные роботакси соответствуют уровню 4 (L4) автономного вождения. Это означает, что такие автомобили могут передвигаться без участия человека в большинстве ситуаций. L4 считается важным этапом на пути к уровню 5 (L5) — полностью автономному управлению, при котором транспорт сможет функционировать в любых условиях без водителя.
Свежие комментарии