На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хайтек+

23 подписчика

Свежие комментарии

  • Цуркан Арк
    Сказки, на три недели, а потом полгода жечь щепу?В Финляндии подкл...
  • Иван Вакула
    В России после распада СССР и стараниями либеральной власти образование перевели на западные методики, что из этого п...Различия в успева...

"Финтех – это надстройка": как запустить успешный стартап на перегретом рынке

От хайпа к делу

За последний год число стартапов на финтех-рынке https://finanso.se/the-number-of-fintech-start-ups-nearly-do... почти в два раза – с 12 100 в конце 2019 до 21 700 к апрелю 2020. В одной только Европе количество новых компаний увеличилось на 105%, а в США и Азии этот сегмент стабильно растет еще быстрее.

Российский рынок по масштабу пока уступает американскому и азиатскому, но популярность финтеха увеличивается с каждым годом. С новыми технологиями сегодня экспериментируют как крупные банки, так и перспективные новички.

У этой тенденции есть побочный эффект: “финтех” стал слишком модным. Термином злоупотребляют как в России, так и в мире. Примерно то же происходило с блокчейном: технологию пытались "пропихнуть" всюду, но синергии с бизнесом на массовом рынке не произошло. Хайп способствовал привлечению легких инвестиций, но так и не окупился. В результате на рынок вышли сотни нежизнеспособных проектов, которые создавали только ради хайпа.

Финтех тоже пытаются тиражировать, забывая о характере индустрии, который в последнее время, кстати, поменялся. Еще 5-6 лет назад казалось, что финансовые технологии – это лишь приятный интерфейс и удобное приложение как альтернатива громоздким и консервативным решениям традиционных банков.

Сегодня все иначе: быть "альтернативой" уже недостаточно, поскольку банки значительно продвинулись с точки зрения технологий и предлагают клиентам такие же удобные и доступные сервисы.

Если изучить недавний рейтинг финтех-компаний https://home.kpmg/xx/en/home/insights/2019/11/2019-fintech10.

.. от KPMG, то станет очевидно – компании в этой сфере давно вышли за рамки платежных услуг. Они предлагают нишевые продукты, которые помогают решать прикладные задачи как клиентов, так и бизнеса. Из 100 компаний только 27 специализируются исключительно на платежах и переводах. Остальные предлагают услуги в сфере кредитования, страхования, управления финансами, или объединяют в себе сразу несколько направлений.

Отсюда вывод – клиентам, как физическим, так и юридическим, не нужна очередная "альтернатива "Сбербанку"". Их в принципе не интересуют бренды. Важнее продукт, конкретная услуга, которая поможет решить определенную проблему. И задача стартапа – эту проблему определить.

Об этом говорят и аналитики. Один из главных трендов, по версии KPMG, – это стирание границ между отдельными отраслями и сегментами рынка. Сегодня запустить успешный финтех-сервис может компания, которая не связана с финансовой индустрией. А финансовая платформа, в свою очередь, может объединить целый кластер услуг – от агрегаторов такси до сервисов продажи билетов, как это делают, например, азиатские суперприложения.

Поиск ниши

Одна из лучших стратегий в эпоху платформ и суперприложений – это создание надстроек, или overlays. В QIWI мы убедились в эффективности такого подхода на собственном опыте. Наша компания давно работает на финтех-рынке, как в b2c-, так и в b2b-сегменте. И первоочередной задачей для нас было построить базовый функционал – ядро, то есть процессинг, который позволит получить деньги от контрагента и провести выплаты на карты по его поручению. QIWI Банк стал лидером в этом сегменте и одним из первых реализовал выплаты на банковские карты через платформу Visa Direct.

Только после этого поверх базового функционала мы начали надстраивать прикладные кейсы. Например, со стартапом-партнером запустили https://taxiaggregator.ru/ – сервис мгновенных выплат водителям такси. Это CRM-система для таксопарков, то есть IT-решение. Но в то же время это финтех-продукт, поскольку платежи автоматизированы.

Если бы мы предлагали таксопаркам отдельное платежное решение, то не добились бы успеха. Клиентам не нужен платежный сервис в чистом виде, им нужна среда для управления балансом.

Им требуется коммодити – полноценный сервис с дополнительными фичами, качественным UI и UX. В этом и заключается особенность современного финтех-рынка, как в России, так и в мире.

Другой пример из нашего опыта – это сервис заказа напитков и еды https://bartello.ru/. Вместе с нашими партнерами мы создали надстройку, которая упрощает перевод чаевых официантам и барменам. Это пример точечного финтех-сервиса, который решает конкретную проблему баров и ресторанов, а также дает нам доступ к HoReCa-рынку.

Еще одна ниша, характерная для российского рынка, – это сфера услуг для самозанятых. Например, в QIWI мы создали решение для бизнес-клиентов, которые сотрудничают с самозанятыми. Сервис помогает проходить регистрацию, уплачивать налоги, предоставлять чеки и вести учет. Да, в этом продукте нет ничего революционного, а направлен он на небольшую группу клиентов, но это отличный пример ниши, которая открывает пространство для дальнейшего развития.

Изучите топ-100 финтех-компаний по версии KPMG. Даже в категории "Платежи и переводы" вы найдете компании, которые делают ставку на нишевые продукты. Например, американская компания https://www.compass.com/, которая входит в десятку лучших, помогает клиентам покупать, продавать и сдавать в аренду недвижимость. Потребитель не воспринимает Compass как финтех-бизнес, однако в сервис интегрировано удобное платежное решение, которое и позволяет компании привлекать клиентов и отстраиваться от конкурентов.

В США рынок даже нишевых сервисов достаточно насыщен. В России же многие проблемы бизнеса и частных клиентов пока не решены, а значит, есть возможность создать дополнительную ценность для клиентов. При этом важно понимать – вы не станете вторым "Сбербанком", но это не помешает вам добиться успеха.

В целом, по моим наблюдениям, платежный масс-маркет сегмент сейчас занят крупными игроками и перенасыщен. На запуск продукта уйдет много времени и денег, а окупаться он будет долго. К тому времени конкуренция обострится еще больше. Для выхода на массовый рынок нужна вау-идея, которая должна вызывать восторг не только у вас и ваших друзей, а у широкого потребителя.

Если вау-идеи пока нет, то задайте себе два главных вопроса: какую задачу вы решаете и в чем будет конкурентное преимущество вашего продукта? Да, вероятно, идея вашего продукта не покажется революционной и не впечатлит среднестатистического потребителя, но если сервис выполняет свою задачу – это уже признак потенциального успешного бизнеса.

Как раз поэтому я советую обращать внимание на b2b-сегмент. Например, перспективная отрасль сегодня – это стриминг. Тут можно вспомнить стартап https://www.donationalerts.com/, который принадлежит Mail.ru Group. Компания помогает стримерам получать донаты – пожертвования – от зрителей c YouTube, Facebook и Twitch. Опять же, это не просто площадка для перечисления денег. Это полноценный сервис с аналитикой, полезными инструментами и дополнительными функциями.

Стартап как партнер

У стартапов, которые запускаются в 2020 году, есть преимущество. Оно заключается в том, что на рынке уже есть немало платформ, для которых можно создавать надстройки. Это и QIWI, и другие крупные игроки.

Хотя наша компания не развивает венчурное направление, мы охотно инвестируем в интересные стартапы и предоставляем свои инфраструктурные и сервисные решения (API, платежные шлюзы), чтобы вы могли построить полноценный бизнес. При этом отношения мы выстраиваем не по принципу инвестор-стартап, а по принципу партнер-партнер.

При выборе партнеров мы обращаем внимание на видение стартапа, его понимание проблемы и предыдущий опыт. Предпринимательская энергия и желание создавать новый продукт чувствуется в разговоре, даже если мы общаемся через Zoom.

Но одного энтузиазма недостаточно. Важно, чтобы компания искренне понимала потребности своих клиентов и хотела узнать их лучше. Не обязательно работать в той отрасли, в которую вы планируете заходить с новым продуктом. Но опыт взаимодействия с ней, первые эксперименты и успешные продажи необходимы.

И, конечно, учитывайте общую экономическую ситуацию. Советую сейчас начинать именно с b2b-сегмента – через бизнес вы сможете выйти на конечных потребителей, а главное, быстрее извлечете прибыль. В кризисный период это не только более дальновидное, но и более логичное решение.

 

Ссылка на первоисточник
наверх
Новости СМИ2