Современные технологии обнаружения подводных лодок преимущественно основаны на пассивной и активной гидролокации. Традиционные методы малозаметности ограничиваются специальными звукопоглощающими покрытиями, изоляционными материалами и оптимизацией формы корпуса субмарин. Остается нерешенной фундаментальная проблема — турбулентный пограничный слой, который формируется при движении объекта в воде, генерирует широкополосный низкочастотный шум (20-1000 Гц) и плохо поддается пассивному подавлению.
Ученые из Харбинского инженерного университета предложили инновационный подход, основанный на распределенной сети пьезоэлектрических приводов, https://interestingengineering.com/military/china-tech-cuts-... IE. Система состоит из двух основных слоев, активного и пассивного, которые встраиваются в обшивку лодки. Пассивный слой из стали и резины поглощает вибрацию. Второй, активный, использует около двенадцати пьезоэлектрических приводов, размещенных вокруг двигателя, для активной противодействия вибрации в реальном времени. Эти приводы могут нейтрализовать движения двигателя на микронном уровне посредством прецизионных рычажных механизмов, управляемых алгоритмами.
Эти слои могут суммарно приглушить шум двигателя на 26 дБ. Довольно значительный показатель, если учесть, что снижение шума на 10 дБ сокращает дальность обнаружения сонаром примерно на 32%. Для некоторых классов подводных лодок это означает, что они фактически станут незаметны на фоне естественных звуков моря.
Во время испытания технология уменьшила уровень шума уменьшенной модели субмарины на 24 дБ на частоте 100 Гц и на 26 дБ на частоте 400 Гц. Акустическая заметность снизилась на 80% в диапазоне 50-300 Гц. Благодаря чрезвычайно низкой задержке обработки данных (менее 5 мс) шумоподавление происходит практически в реальном времени.
Перед разработчиками еще стоит несколько нерешенных проблем: чувствительность резины к перепадам температуры и давления, ограниченный ресурс приводов, высокие требования к точности изготовления.
Представленная технология открывает новые перспективы в области скрытности подводных аппаратов. В отличие от традиционных пассивных методов, активное подавление турбулентности позволяет бороться с фундаментальными физическими ограничениями. Дальнейшее развитие этого направления может привести к появлению принципиально нового класса "акустически невидимых" подводных аппаратов.
Калифорнийская компания Anduril https://hightech.plus/2025/04/04/podvodnii-robot-anduril-moz... Seabed Sentry — сеть подводных роботов-шпионов, способных годами отслеживать подводные лодки и передавать информацию в режиме реального времени. Подводная сенсорная сеть Seabed Sentry использует искусственный интеллект для мониторинга морского дна на глубинах более 500 м.
Свежие комментарии